на главную
История#Предосторожности под водойЗдоровье и безопасностьСловарь

Регулятор

На главную
Снаряжение
Виды погружений
Сертификация PADI
Жизнь под водой
Полезности
О дайвинге "СЕРЬЁЗНО"
Фото

РЕГУЛЯТОРЫ

Регулятор – необходимый элемент снаряжения для комфортной и безопасной подачи воздуха или дыхательной смеси во время дайвинга.

Большие объемы сжатого воздуха не будут иметь никакой ценности для дайверов в случае отсутствия у них средств снижения давления в баллонах до уровня давления окружающей среды. Дыхательная система человека может выдержать различие не более чем 0,14 атмосферы между давлением вдыхаемого воздуха и давлением окружающей среды. По сути, дыхательные процессы затруднены уже в том случае, если разница составляет лишь небольшую часть от допустимой.

Это объясняет тот факт, почему дайверы не могут вдыхать воздух непосредственно из удлинненной дыхательной трубки, используемой для сноркелинга. Что бы дышать под водой, дайверам необходим воздух с давлением окружающей среды.

Следовательно, назначением регулятора дыхательного аппарата является снижение высокого давления воздуха из баллона акваланга до давления окружающей среды.

Регуляторы дыхательных аппаратов также называются легочными автоматами. Это означает, что они активируются автоматически при вдохе и выдохе. Регуляторы дыхательных аппаратов обеспечивают лишь запас воздуха, необходимый для каждого вдоха. При этом расходуется значительно меньшее количество воздуха, чем в системах с непрерывной подачей, использование которых предполагает наличие на поверхности больших компрессоров, удовлетворяющих потребности в больших количествах воздуха. Такой подход также предотвращает скопление углекислого газа в «мертвых» воздушных пространствах организма. Подобная проблема, возникает при использовании некоторых видов снаряжения для коммерческих погружений и дайвинга в военных целях.

Современные регуляторы являются дыхательными аппаратами открытого цикла. Это означает, что, вдыхая воздух, дайвер выдыхает его в воду, а не обратно в систему. Данная система гораздо проще и дешевле, чем ребризер замкнутого цикла, используемый, в основном, коммерческими дайверами и при дайвинге в военных целях. Вследствие того что баллоны аквалангов содержат достаточное количество воздуха для погружения дайверами на традиционные для любительского дайвинга глубины в пределах недекомпрессионных ограничений, а также для превышения этих глубин, существует лишь небольшое преимущество использования более дорогих и усложненных систем замкнутого цикла.

МАТЕРИАЛЫ
Современные регуляторы изготавливаются из разнообразных материалов. По сути, все первые и многие вторые ступени изготовлены из обработанной латуни, хотя важнейшие внутренние детали могут производиться из нержавеющей стали, тефлона и других материалов. Резина является типичным материалом для всех систем регуляторов. Как и в случае с другими приспособлениями для дайвинга, для изготовления таких деталей, как загубники и клапаны, используется силикон. Пластиковые, нейлоновые и синтетические материалы также используются при изготовлении систем регуляторов. Преимущества их применения включают в себя меньший вес, более низкую стоимость и повышенную устойчивость к коррозии.

ТИПЫ
В отличие от многих других приспособлений снаряжения, существует лишь один «тип» регулятора, используемый на сегодняшний день в любительском дайвинге — двухступенчатый регулятор с одним шлангом.

ОСОБЕННОСТИ
Регуляторы с одним шлангом могут иметь ряд конструктивных особенностей, а именно вариации первой и второй ступеней.

ВАРИАЦИИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ
Первые ступени регуляторов отличаются в зависимости от того, как клапан реагирует на смену давления, каким способом первая ступень присоединяется к баллону, а также расположением и размером отверстий высокого и низкого давления.

Механизм чувствительности к давлению. Механизмы чувствительности к давлению первой ступени бывают двух категорий: поршневые и мембранные. В поршневых регуляторах давление воды снаружи действует на поршень, что является основным двигательным механизмом в этом типе первой ступени. В мембранных первых ступенях давление действует на эластичную мембрану. Толкатель клапана под мембраной передает колебания мембраны механизму клапана.

Тип клапана. И в поршневых, и в мембранных регуляторах первой ступени могут использоваться либо сбалансированные либо несбалансированные клапаны. Давление внутри баллона оказывает определенное воздействие на несбалансированные, но не на сбалансированные клапаны. По этой причине в сбалансированных регуляторах первой ступени могут использоваться большие по размеру отверстия. Следовательно, они способны подавать большее количество воздуха. Именно поэтому сбалансированные регуляторы первой ступени со специально сконструированными сбалансированными клапанами приобрели такую популярность на сегодняшний день.

Тип соединения. Первая ступень каждого регулятора должна иметь приспособления для присоединения к вентилю баллона. В некоторых европейских регуляторах и баллонах используется соединение типа DIN. С их помощью регуляторы прикручиваются непосредственно к вентилю баллона, что представляет собой более безопасную конструкцию и позволяет использовать большее давление внутри баллона. Существует два типа соединения типа DIN: пятизаходная резьба используется при давлении внутри баллона до 200 атмосфер, а семизаходная — для большего давления.

Варианты отверстий низкого и высокого давления. Большинство первых ступеней имеет одно или два отверстия высокого давления и три-четыре — низкого давления.

Защита от внешних воздействий. Некоторые первые ступени герметичны, то-есть защищены от внешних воздействий. Герметичность имеет два основных преимущества. Во-первых, она предотвращает попадание соли, осадочных частиц и других загрязняющих веществ внутрь первой ступени, снижая риск внутренней коррозии или скапливания загрязняющих веществ. Во-вторых, она позволяет защитить механизмы вентилей от воды низкой температуры, что особенно важно в холодной воде, когда чрезвычайно низкая температура может вызвать замерзание механизма первой ступени.

ВАРИАНТЫ ВТОРОЙ СТУПЕНИ
Вторые ступени различаются в зависимости от типов и видов клапанов, а также от возможности ее регулирования в соответствии с потребностями пользователя.

Типы. Наиболее популярной конструкцией второй ступени является та, в которой шланг низкого давления располагается поверх правого плеча пользователя, мембрана и кнопка дополнительной подачи воздуха — в передней части второй ступени, а загубник — в верхней части тыльной стороны. Подобные вторые ступени имеют, как правило, в нижней части тыльной стороны клапан выдоха, направляющий пузырьки по обеим сторонам от регулятора. Небольшое количество регуляторов данной конструкции имеет объединенные клапан выдоха и мембрану, что обусловливает расположение кнопки дополнительной подачи воздуха на тыльной стороне.

Вид. Клапаны вторых ступеней распадаются на две категории: прямоточные и вспомогательные. Наиболее распространены прямоточные клапаны. В них при вдохе мембрана давит на силовой рычаг, непосредственно подсоединенный к одностороннему клапану. Это побуждает клапан открываться, обеспечивая дайвера воздухом. Поскольку клапан открывается в сторону от потока воздуха, он носит название прямоточного (клапан прямого действия). Преимущества этих клапанов включают в себя легкость использования, низкую стоимость и тот факт, что при сбое в работе регулятора они раскрываются вместо того, чтобы ограничить доступ воздуха дайверу. Дайвер может дышать и при свободном токе воздуха; остальная часть воздуха при этом будет выделяться, не оказывая никакого вреда, через клапан выдоха во время безопасного всплытия дайвера. Эта конструкция носит название конструкции безопасности при отказе системы.

Регулирование. Особенностью всех вторых ступеней является встроенный механизм внутреннего регулирования, что позволяет осуществлять точную настройку во время технического осмотра. Небольшое количество вторых ступеней имеет дополнительные приспособления, которыми может управлять дайвер. Они представляют собой механизм адаптации к воздействию давления, поддерживающему прямоточный клапан в закрытом положении, а также приспособление в виде трубки, встроенное в некоторые вторые ступени. В некоторых моделях допускается «включение» и «выключение» вспомогательных клапанов выдоха.

Другие особенности. Другие особенности вторых ступеней регулятора включают в себя:
• ролики или тефлоновые контакты на концах силовых рычагов, используемые для снижения внутреннего трения;
• конструкции или приспособления, направленные на снижение давления на поверхность клапана второй ступени при хранении регулятора.

Последняя особенность способствует поддержанию на должном уровне функциональных способностей второй ступени регулятора в промежутках между техническими осмотрами.

ВЫБОР НЕОБХОДИМОГО РЕГУЛЯТОРА
Существует несколько важных критериев, которые дайверам необходимо учитывать при выборе регулятора. Наиболее значимыми факторами выбора регулятора являются легкость дыхательных процессов и доступность технического обслуживания механизма. Отсутствие соответствующего технического обслуживания оказывает большее влияние на функциональные способности регулятора, чем на конструкцию.

При покупке регулятора дайверам следует учитывать своевременность предлагаемого технического осмотра и совершать покупку у местных уполномоченных дилеров, обладающих запасными частями и способных произвести необходимый ремонт и технический осмотр.

Еще одним критерием выбора регулятора являются его функциональные способности. Любой выбранный регулятор должен функционировать именно так, как в этом нуждается дайвер. Дыхательные процессы, осуществляемые посредством всех современных сбалансированных первых ступеней регуляторов, отличаются легкостью. Дыхание с использованием различных моделей имеет индивидуальные характеристики.

Дайверам следует учитывать, следущее:

• Доказано, что большинство регуляторов безопасно для использования.
• Все регуляторы со сбалансированными первыми ступенями (или аналогично работающие регуляторы) должны отвечать потребностям большинства дайверов, погружающихся в пределах рекомендованных ограничений для любительского дайвинга.
• Вследствие того, что регулярный технический осмотр профессионалами более других факторов влияет на работу регулятора, доступность такого обслуживания может стать самым веским аргументом в пользу того или иного регулятора в процессе выбора.

УХОД ЗА РЕГУЛЯТОРОМ
Регуляторы требуют большего ухода, чем такие приспособления, как маска, трубка и ласты. Для регуляторов существуют специальные процедуры промывания и хранения, а также необходимость регулярно отдавать их профессионалам для проведения технического осмотра.

Уход. Если не промывать регулятор сразу же после использования, то это может привести к ухудшению функционирования быстрее, чем любой другой фактор. По возможности следует промыть регулятор тогда, когда он все еще находится на баллоне и воздух не перекрыт. Это уменьшит возможность случайного попадания воды в первую ступень.

Если осуществить вышеописанную процедуру на практике не представляется возможным, высушите и осторожно поставьте на место заглушку и удостоверьтесь, что вторая ступень располагается ниже первой при промывании. Кнопка очищения не должна находиться в нажатом состоянии во время промывки, иначе система станет негерметичной.

Наилучшим способом промывания регулятора является использование несильного потока чистой воды. Или же можно опустить регулятор в большую емкость, например, раковину, наполненную чистой водой. После непродолжительного отмачивания регуляторы необходимо встряхнуть, чтобы удалить воду с открытых участков первой и второй ступеней.

Никогда не промывайте регулятор потоком воды под высоким давлением

• как, например, из шланга для садовой поливки. Такой напор воды может привести к попаданию песка или других мелких частиц на участки, более других подверженные повреждениям. Убирая регулятор на хранение, проследите, чтобы ни на одном из шлангов не образовывались острые сгибы. Протекторы шлангов позволяют избежать этого. Никогда не смазывайте регулятор никакими веществами и помните, что только подготовленный и уполномоченный производителем специалист должен разбирать и обслуживать регулятор.

Обслуживание. Регуляторы нуждаются в техническом осмотре в случае, если:

• прошел год со времени последнего технического осмотра;
• за последние полгода или более со времени последнего технического осмотра регулятор подвергался интенсивному использованию;
• имеется видимое повреждение регулятора, например, трещина в шланге или загубнике или обесцвеченный фильтр на входном отверстии;
• дыхание при помощи регулятора осуществляется не так легко, как должно быть;
• владелец по каким-либо причинам подозревает сбои в функционировании регулятора.
Несмотря на то, что существует много причин обращения в техцентр, решить, проблему как правило, можно после полного технический осмотра. Полный технический осмотр требует немного большего количества времени и денег, чем частичное устранение неполадок. В результате, владелец может быть уверен в отсутствии осадочных частиц и ржавчины, а также в том, что все изношенные детали заменены и регулятор функционирует как новый.

Технический осмотр включает в себя несколько шагов. Во-первых, техник полностью разбирает регулятор. Далее, детали регулятора тщательно промываются кислотным раствором, содержащим специальный очиститель. Промытые детали тщательно осматриваются техником, а изношенные элементы заменяются. Далее, техник собирает регулятор и, в конечном итоге, приводит его в соответсвие требованиям и производителя.

Если выбрать подходящий регулятор, тщательно промывать его после использования, а также регулярно проводить технический осмотр, регулятор должен прослужить в течение нескольких лет.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗДУХА
Дайверы, испытывающие недостаток воздуха либо столкнувшиеся с его отсутствием, могут использовать один из нескольких способов безопасного достижения поверхности. Одним из лучших способов является всплытие с использованием альтернативного источника воздуха. Ассоциации, занимающиеся обучением и сертифицированием дайверов по всему миру, сделали обучение дайверов использованию альтернативных источников воздуха обязательным для начального уровня. Большинство дайверов считают наличие альтернативного источника воздуха обязательным.

Альтернативный источник воздуха представляет собой приспособление, применяемое — кроме основной второй ступени — для всплытия и позволяющее при этом нормально дышать. Использование некоторых альтернативных источников воздуха требует помощи и содействия со стороны второго дайвера. Остальные альтернативные источники воздуха дайвер может использовать самостоятельно, не прибегая к помощи других дайверов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗДУХА В ВИДЕ ВТОРОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛЯТОРА
Все альтернативные источники воздуха в виде второй дополнительной системы регулятора — наиболее часто называемые «октопусом» — представляют собой, по сути, дополнительную вторую ступень и шланг, присоединяющийся к первой ступени регулятора. Это обусловливает наличие у дайвера основной второй ступени (с помощью которой дайвер осуществляет дыхание в нормальных условиях) и дополнительной второй ступени (которую его напарник использует в ситуации недостатка или полного отсутствия воздуха).

 
2006г.
Hosted by uCoz